Педагогические способности и их характеристика

Учеными была разработана представленная структура п едагогических способностей Рис. Остановимся подробнее на их характеристики. Структура педагогических способностей по Гоноболину Перцептивные способности педагога проявляются в на­блюдательности, позволяющей проникать во внутренний мир ребенка, понимать его переживания, объективно педагогические способности их характеристика эмоциональное состояние детей, выявлять особенности психи­ки, видеть тенденции изменения личности, положительные ка­чества, уметь выявлять интересы и склонности. За счет направ­ленного внимания отбирать факты, необходимые в работе с детьми, за каждым поступком и действием видеть педагогиче­скую ситуацию, требующую тщательного анализа. Распределе­ние внимания позволяет видеть группу в целом и каждого вос­питанника в отдельности. Конструктивные способности являются условием успеш­ного проектирования и формирования личности и коллектива спортсмена, команды. Благодаря им, педагог способен пред­видеть результаты своей деятельности, предугадывать поведе­ние педагогические способности их характеристика. Этому способствует педагогически направленное воображение и педагогические способности их характеристика склад ума. Этот вид способно­стей позволяет педагогу анализировать педагогическую ситуа­цию и выбирать единственно верное средство взаимодействия с личностью и коллективом. Дидактические способности проявляются в умении подби­рать и доступно излагать учебный материал, соответствующим образом адаптируя его к особенностям личности учащихся, стимулировать их активность, мобилизовать внимание. Эти способности позволяют совершенствовать методы и формы обучения, творчески подходить к решению учебных задач. Экспрессивные способности проявляются в наиболее эф­фективном, с педагогической точки зрения, выражении своих мыслей, знаний, взглядов, чувств с помощью речи, мимики, пантомимики. При этом, высокая культура речи, ее четкость, язык, хорошая дикция, уместный юмор ирония, экспромт вы­ступают мощными средствами воздействия слова на личность воспитанника, а умелая жестикуляция и мимика придают речи эмоциональную окраску. Коммуникативные способности проявляются в установле­нии педагогически целесообразных отношений с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями, эмоциональной отзывчивости на переживания других людей эмпатии. Прояв­ляется коммуникативность в педагогическом такте, недопуще­нии и преодолении конфликтов. Организаторские способности проявляются педагогические способности их характеристика умении ор­ганизовать жизнедеятельность воспитанников - учебу, труд опт. Разновидностью организаторских способностей является деловитость, которая проявляется при проведении различных мероприятий, в установлении деловых отношений. Организаторские способности зависят от целого ряда качеств педагога: в частности, быстроты и гибкости мышления, выдержки, настойчивости, требовательности и пр. Академические исследовательские способности - это приверженность к педагогические способности их характеристика поиску, анализу достижений и обобщению своего опыта. Они также проявляются в умении познавать и объективно оценивать педагогические ситуации. Суггестивные способности заключаются в эмоциональном влиянии на обучаемых. Все ли способности одинаково педагогические способности их характеристика в педагогической деятельности? Исследователи говорят, что нет, и выделяют «ведущие» и «вспомогательные». К первым, относят педагогическую зоркость или наблюдательность перцептивные способностидидактические, организаторские, экспрессивные, а все остальные - к вспомогательным. Причем, часто мастерство определяет одно-два наиболее ярко проявляющихся качества, остальные же могут быть слабо развиты, либо компенсированы. Известно, что компенсаторные возможности человеческого организма практически не ограничены и почти полностью от­сутствуют некомпенсируемые качества в личности педагога. Но дает основание считать, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей, а достигается в результате формирования и совершенствования их способно­стей. Педагогические способности - важная предпосылка овла­дения педагогической профессией. Однако они не являются решающим условием формирования профессионального мас­терства. Сколько будущих учителей, имея блестящие задатки, не состоялись как педагоги, и, наоборот, сколько не очень способных, но трудолюбивых людей, достигли вершин мастерства. Человек может быть способным, но неумелым и неопытным, т. В тоже вре­мя, способности, как индивидуальные свойства человека, не тождественны и не адекватны умениям, которые вырабатыва­ются в процессе обучения, хотя тесно связаны с ними и прояв­ляются в них. Наличие способностей обеспечивает успешное овладение профессиональными знаниями, умениями и навы­ками. Остановимся подробнее на их характеристике.